Пару слов об индийском фильме RRR.
На большом экране он у нас шёл ограниченным прокатом (а жаль), и было всего 2 сеанса в последние выходные марта (26 и 27 число). При этом шли они на родном языке (попадались и диалоги на английском языке, особенно когда в кадре были англичане) с субтитрами.
Как и большинство живущих и тяготеющих к западной культуре, от индийского кинематографа с его гипертрофированным пафосом, раздутым хронометражом и постоянными песнями и плясками я особых шедевров не ждал, и настроен к просмотру был со скепсисом… и это хорошо. Потому что, когда твои ожидания занижены, по-настоящему хороший фильм способен очень сильно тебя зацепить (как минимум настолько, чтоб написать к нему отзыв спустя неделю) и оставить хорошее послевкусие.
Короткая вводная (которую вы сможете самостоятельно найти на просторах интернета) – в основе фильма два индийских национальных героя, живших в Индии в её бытность одной из британских колоний. Насколько я понял, в реальной жизни они никогда не встречались и весь фильм — это вольная фантазия о том, что могло бы быть, если бы они встретились.
В моём понимании, это фильм не только и не столько про борьбу Индии за свободу, а, куда больше, фильм про настоящую мужскую дружбу между главными героями фильма, Рамой и Бхимом.
Идти по стандартным лекалам (сценарий, актёрская игра, монтаж, визуал, музыкальное сопровождение) – не вижу смысла, во-первых, не интересно и надоело, во-вторых, таких отзывов на текущий момент хватает. Лучше расскажу о чём-то нетривиальном, что зацепило лично меня.
Пожалуй, самым сильным откровением от просмотра было (и остаётся) то, что эти ребята, будучи суровыми, брутальными, индийскими мужиками, не боятся демонстрировать свои эмоции по отношению друг к другу. Они способны плакать, переживая друг за друга, а уже в следующую минуту косить противников на право и налево. Но удивительна даже не такая (как может показаться на первый взгляд) внезапная смена поведения в кадре, а то, что выглядит это вполне естественно, и не вызывает никаких противоречий!
Ведь мы с вами привыкли как?
Если мужик ревёт – значит слабак. Настоящие мужики – никогда не плачут. И хотя современные западные тенденции тонко склоняют нас (мужиков) на сторону зла, мол, тонкочувствующий, не боящийся своих эмоций и слёз мужик – это норма. Увы, это как правило сопровождается обязательным дополнением из сильной, можно даже сказать, брутальной, способной и коня на скаку остановить и в горящую избу войти, независимой женщиной. Что, мягко говоря, подходит не всем и не всегда… Альтернативой становятся какие-нибудь совсем уж поехавшие ребята (последний запомнившийся мне пример - Нейт из сериала Эйфория), где отсутствие рядом сильной и независимой, компенсируется сдвигом по фазе и на редкость мерзотным поведением, хотя надо отдать должное, порыдать при этом (при выяснении отношений с отцом, например) – вполне себе нормальное дело.
Альтернативный вариант, что демонстрируется в этом фильме лично мне нравится в разы больше. Брутальность и маскулинность ни одного из главных героев в фильме не ставится под сомнение ни разу, и в то же время, расплакаться в кадре для них в порядке вещей. При этом женщины рядом выполняют скорее консервативную роль, направляя и вдохновляя, но вовсе не спеша показать мужикам, как на самом-то деле надо правильно супостатам морды бить.
Вторым интересным моментом, что остался на периферии моего внимания и был осмыслен лишь спустя время, была индийская культура в целом. Главные герои тут не столько пытаются бороться с влиянием запада, сколько научится грамотно вплетать в это влияние свою идентичность. Так, например, весь первый (и, кстати, единственный), чертовски зажигательный танец за 3-х часовой фильм главные герои танцуют в английских костюмах (действие разворачивается на вечеринке при дворе губернатора), но сам танец при этом – народный, и противопоставляется как бы «первосортным» танцам запада (“Not salsa, not flamenco my brother”). Если вспомнить ту же оскароносную Чёрную пантеру, где много эпизодических персонажей были отображены в исторических африканских костюмах, что выглядело искусственно и неправдоподобно, то RRR на их фоне выглядит куда более искренним фильмом в плане борьбы за свою культуру.
Ну и последнее маленькое наблюдение. При просмотре фильма на большом экране в воскресенье вечером, 90% зала состояло из индийской молодёжи. Они хлопали, свистели и всячески выражали свои эмоции, при появлении на экране главных героев. Сначала такая бурная и шумная реакция вызывала у меня отторжение («что за бескультурье», думал я), но позже я пришёл к выводу, что если главные герои фильма не стесняются выражать свои эмоции в ходе повествования истории, то почему должны стесняться их преданные фанаты? Особенно, если они искренне ими гордятся.
Закругляясь, хотел бы порекомендовать этот фильм к просмотру всем (жаль, на большом экране вы его посмотреть уже не сможете). Он крайне динамичен, насыщен событиями, с хорошей и интересной историей, а также не совсем стандартной для западного человека, но вполне искренней при воплощении на экране, поведенческой линией персонажей.